Эмоции отражают состояние души. Боль — состояние организма. Боль и эмоции взаимосвязаны. Горькие эмоции влекут за собой боль, а боль всегда проявляется в эмоциях. Мы только что говорили о том, что природа позаботилась о регуляторах эмоций. Неужели, заложив в организме формирование болевых ощущений, природа не создала «контролеров», регулирующих степень выраженности их проявления? Оказывается, создала. Последние открытия нейрофизиологов показали: прямое отношение к болевым ощущениям имеют две группы пептидов — вещество Р и эндорфины.
Вещество Р известно сравнительно давно. Его открыли в 1931 году американские ученые У. Эйлер и Дж. Гаддум. Свое название (которое не отражает никаких биологических свойств этого пептида) оно получило от английского слова «powder» — порошок. А вот эндорфины были названы так из-за своего действия — Эндогенные морфины.
Если вещество Р является медиатором и модулятором боли, то эндорфины — эти наркотики внутри нас — боль притупляют. Чем больше вещества Р, тем боль сильнее, чем больше эндорфинов, тем боль слабее.
Честь открытия эндорфинов принадлежит американцу Эрику Дж. Симону из Нью-Йоркского университета и ученому из Абердина в Шотландии Дж. Костерлицу. Первый показал, что в головном мозге некоторые нервные клетки имеют специфические рецепторы, с которыми соединяется морфий, а второй, узнав об открытии Симона, поставил перед собой вопрос: «Не может быть, чтобы это была случайная находка. По всей видимости, рецепторы должны быть предназначены для восприятия собственного морфия, секретируемого организмом, и его следует искать». Работы группы Костерлица завершились успехом: были открыты эндорфины. Позже установили, что имеются вещества, подобные эндорфинам, но с меньшим молекулярным весом. Их назвали энкефалины (encephalon — мозг).
В медицинской науке вокруг эндорфинов поднялся настоящий ажиотаж. Противоболевая эффективность эндорфинов выше, чем у морфия. В отличие от него они, синтезируясь в организме, не дают побочных эффектов и не вызывают привыкания. Проблема медицинская (избавление от боли) переросла в проблему социальную. Появилась реальная возможность, научившись управлять уровнем эндорфинов, избавиться от применения морфия и других наркотиков в медицине, прекратить их выпускать и тем самым успешно бороться с наркоманией, которая в последнее время в капиталистических странах стала проблемой номер один.
Фармакологи, представители других областей биологии и медицины устремили свои поиски в этом направлен нии. Сегодня уже достигнуты большие успехи: достаточно подробно изучены места синтеза эндорфинов (оказалось, что, кроме нервных клеток, это некоторые клетки АПУД-системы желудка, поджелудочной железы и других органов), их функциональные свойства, синтезированы вещества, способные регулировать их секрецию. Последнее обстоятельство считается особенно важным. Оно находит уже свое клиническое применение. В литературе появились сообщения об успешно проведенных небольших операциях, при которых для обезболивания использовали не наркоз общепринятыми средствами, а препараты, усиливающие синтез эндорфинов в организме человека.
Поиски продолжаются… «Открытие эндорфинов,— пишут в парижском журнале «Пуэн» И. Баррер и Ф. Жирон,— без сомнения, означает открытие нового пути к заветной цели — к идеальному обезболиванию».